Интернет как модель и средство преобразования обществаТо, что мы сейчас называем Интернетом, было многократно описано в романах фантастов. Если сейчас перечитать все места, где авторы касались как само собой разумеющегося всеобщей связи всех со всеми, то в глаза бросится один поразительный контраст. Это почти абсолютно точное описание возможностей Интернета и совершенно непохожее на наше время устройство общественных связей и общественного управления. Увы, развитие техники опередило общество, что, впрочем, полностью соответствует законам исторического материализма (если кто помнит, что это такое). Сегодня наша задача - сформулировать путь развития общества, то есть следующий глобальный шаг прогресса цивилизации, который стал возможен в связи с появлением Интернета. Это преобразование механизма взаимодействия власти и общества и связанного с ним механизма работы средств массовой информации. То, что власть оторвана от народа, - общеизвестно. Решения властей, как исполнительных, так и законодательных и судебных часто абсолютно неудовлетворительны. Одной из главных причин этого является, по моему убеждению, информационная закрытость власти, и, как следствие, невозможность контроля за принятием решения со стороны общества. До появления Интернета подобный контроль был в принципе технически невозможным. Сейчас это реально. А именно, мы заставим все органы исполнительной, законодательной и судебной властей все материалы, включая технические, размещать в Интернете во всех случаях, когда данная информация не является секретной. Полностью раскрытая информация, включая обоснования и расчеты, должна появляться в сети на уровне как минимум коллегии министерства и комитетов Думы и Совета Федерации. Сейчас вы свободно даже стенограмм Думы не получите в электронном формате. Уверяю читателей, что очень часто впечатление от освещения работы органов власти в СМИ и впечатление от знакомства со оригинальными стенограммами заседаний - совершенно разные вещи. Естественно, эти материалы предназначены в первую очередь не для широкой публики, а для отраслевых специалистов и СМИ. Они должны знать, кто, что и как по какому поводу сказал. Чтобы при случае успеть поднять тревогу, если комитет Думы или министерство готовится совершить очередную глупость. Или нечто похуже, вроде ограничения выплаты детских пособий при катастрофическом снижении рождаемости. Никаких технических проблем в открытом размещении подобных материалов нет. Требуются только небольшие затраты на наборщиц и редакторскую работу. Это первый шаг приближения властей к народу. Но из него вытекают очень важные последствия. А именно - сразу теряется необходимость иметь все общероссийские каналы СМИ в Москве. Если вы проанализируете содержание СМИ, то на 70% они состоят из информации типа "один чиновник сказал", "по нашим сведениям" и т.п. Если сведения будут открыты, дать к ним комментарий может любой. Интернет технически позволяет рассредоточить каналы СМИ по всей России. К примеру, первый канал ТВ - Москва, второй - Петербург, третий - Самара, четвертый - Екатеринбург и т. д. Это обязательный шаг, который мы сделаем одним из первых. Это шаг на великом пути - уничтожения провинции. Провинцию надо уничтожить, не должно такого быть, если техника позволяет, что физическое местоположение человека определяет его возможность донести свой ум, или свою глупость, до всего человечества. Я говорю о глупости потому, что именно это в значительно большем объеме, чем разум, выплескивают на общество общероссийские СМИ, базирующиеся в столице. Я сейчас много читаю региональной прессы, уверяю вас, в провинции полно своих доренок и прочих земфир, никто и не заметит, что мозгами и сиськами трясут не в Москве, а в Тамбове. После того, как мы поставили на первую ступеньку правую ногу - открытость информации, а на следующую ступеньку левую ногу - рассосредоточение СМИ, мы снова должны приподнять правую ногу - власть - чтобы поставить ее на третью ступеньку. Эта ступенька - рассредоточение самой власти. Зачем, скажите, все министерства располагаются в Москве? Зачем премьер-министру глядеть в глаза министра, к примеру, сельского хозяйства, когда тот докладывает о вспашке зяби? Единственно, чтобы убедиться по глазам в преданности последнего. Зачем олигархам ходить по кремлевским кабинетам? Наверное, чтобы давать взятки. Все документы можно прислать по Интернету. Степень необходимости личного общения однозначно характеризует степень непрофессионализма власти, степень субъективизма власти. Это надо выжигать каленым железом. Наша задача - сделать власть технической. Мы рассосредоточим власть по всей стране, министерство сельского хозяйства - в Краснодар, Минобороны - в Челябинск, Минфин и ЦБ - в Магадан (чтоб заранее акклиматизировались), Минэкономики - в Пензу. Рассосредоточены же научные институты, заводы, фабрики, люди по городам и весям страны. И ничего, все делается, все живет. Не будет ничего страшного, если и власть приблизится к народу. Управление - не футбол, который требует общения и совместных тренировок. Управление - работа мысли, изложенная с помощью текста. Я категорически настаиваю на тексте, потому что глупость в тексте в тысячу раз легче выловить, чем в публичной речи. Размещение всех материалов в сети даст возможность многим проверить профессионализм принимающих решения. Если бы Егор Гайдар разместил в сети в начале 92 года свой прогноз о том, что цены в результате упразднения контроля поднимутся в 3-5 раз, тогда как они поднялись в тысячу, то абсолютное большинство граждан значительно раньше поняли бы, что он просто толстый человек, а никакой не экономист. Мы говорили об исполнительной власти. Давайте сделаем следующий шаг теперь левой ногой на четвертую ступеньку - рассосредоточим и законодательную власть. Все, кто наблюдал работу Думы знают, какой это кошмар - обсуждение вопросов в режиме реального времени. Через два часа заседаний депутат устает, через четыре он дуреет, через шесть не понимает о чем речь, а в восьмом часу проголосует за что угодно, лишь бы скорее домой. Руководство парламента прекрасно пользуется слабостью людей - их усталостью, внушаемостью, подверженностью эмоциям. Собственно говоря, этим пользуется все, кто проводит любые собрания людей. Этот абсурд - принятие важнейших законов усталыми людьми - надо упразднить. Нет никакой необходимости депутатам торчать в Москве. Сейчас их личное присутствие в столице выливается главным образом в то, что они послушно внимают хозяевам фракций, да обделывают свои делишки в правительстве. Как только власть будет рассосредоточена, сразу же их пребывание в Москве станет ненужным. Работу Думы мы построим по-другому. А именно, как только вопрос готов к внесению в Думу, он поступает в сеть и депутат может из своего города задать через Интернет сколько угодно вопросов авторам закона и ознакомится с мнением других депутатов, если у него есть такое желание. Через неделю он должен сказать "да", "нет" или "воздержался". Тогда исчезнет нынешний маразм, что кому-то не хватило времени для вопросов. Опять же, этот метод позволит уйти от эмоциональности восприятия, от "политики" в дурном понимании этого слова. Мы заставим людей учиться смотреть себе в душу, в мысли, в книги, а не в глаза начальства. Эмоции - семье, любовнице, детям, делу - знания и разум. Возможно, кому-то эти предложения покажутся нереально радикальными, экстравагантными, может быть даже смешными. Это хорошо, тем меньше будет сопротивления, когда они начнут воплощаться в жизнь. П.В.Кандидатов. |
П.В. КАНДИДАТОВ О ТЕКУЩИХ СОБЫТИЯХ НОВОЕ ГОС. ДУМА |
МАТЕРИАЛЫ САЙТА ФОРУМ |